вторник, 5 ноября 2013 г.

Караваи из прошлого

Каравай — хлеб, применяемый для разнообразных обрядовых событий славян. Ещё с языческих времён он был неотъемлемой частью народных традиций. 

Самое значимое событие в жизни людей — свадьба. Отсутствие каравая означало неполноценность обряда, а человек, который из-за бедности, сиротства или других причин не имели возможности  приобрести каравай получали прозвище(а то и фамилию) Безкаравайный. Не зря говорят о людях наделённых особым чувством собственного достоинства: "Сидит, будто каравай на свадьбе". 


Выпекая караваи (в древности только в четверг) загадывали, какой будет жизнь у молодых, если каравай удавался, значит  семье быть счастливой и благополучной.С давних пор и нынешнее время караваи делали из лучшей муки и сырья, украшали колосьями, цветами, ягодами, веточками, лентами, повязывали рушниками.К караваю относились с особым почтением, на свадебном столе он всё торжество стоял перед молодыми, после его делили и раздали или продали гостям.

Вэрч — свадебный обрядовый хлеб. Готовили его на Полесье, для обмена: жених привозил верч для тёщи, а невеста для свекрови. Форма его была овальная без украшений.

Дывэнь — аналогичный по своему применению. Делали его, переплетая три или четыре жгута, уложенных в форме круга. Украшали веточками  обплетеными тестом, сверху крепили калину и цветы. Такой хлеб характерен для Полтавщины и Слободянщины. В некоторых районах хлеб не выпекали, а только украшали веточки, через которые молодая смотрела на молодого. 

Лэжэнь — свадебный хлеб, делали его овальным и большим из переплетёных жгутов или целого куска  теста, обязательно украшали. Им также обменивались молодые с родителями. А вот делили его на второй день свадьбы, поэтому  он так и назван. Такие свадебные хлеба использовали на Левобережной Украине и  части Юга. В некоторых районах Полесья это был рождественский хлеб, который лежал на столе все святки до Водокрещения.

Калач -  обрядовый хлеб, который выпекали также на свадьбу кроме каравая. Делали его большим и маленьким(размером с кулак) из трёх — четырёх жгутов с отверстием по средине. На юге Подолья, Буковине, в Карпатах выполнял функцию каравая, и выпекали их много — для одаривания почётных родителей,  обмена между семьями, раздавали гостям. Если был выпечен каравай, тогда калачами только обменивались семьи, а маленькими приглашали на свадьбу.  На Херсонщине через отверстие калача молодая смотрела на молодого, когда он приходил забирать её к себе. На Подоле  и в Карпатах калач пекли и на крещение новорожденных, и на Рождество, и на Пасху.

Шишки — выпекались из каравайного теста, маленькими булочками разнообразной формы, которыми украшали каравай и лэжэнь, ими одаривали гостей.

Корочун (крачун, кречун) — рождественский  обрядовый хлеб, который выпекали вместе с калачами для вечерников и калядников.  Корочун  символизировал семейное благополучие.

Жаворонки (сороки) — готовили на праздник Сорока святых (19 марта). В каждом доме хозяйка выпекала 40 булочек в виде птичек, угощали ими детей  своих и чужих, веря в скорый приход весны и возвращение перелётных птиц.

Пасха — весенний праздничный хлеб. Его выпекали в чистый четверг и не ели до Святого Воскресенья. Тесто готовилось по самым лучшим рецептам хозяйки, старались красиво украсить. 

Вера людей в чудодейственность Пасхи очень велика — ставя на выпечку Пасхи, нужно было одновременно посадить в почву лук, чтобы он уродил. Крошки нельзя выбрасывать свиньям и птицам, только крупному рогатому скоту, верхушку от Пасхи оставляли, считая, что она имеет лечебные свойства как для человека, так и для животных. На Галичине и Карпатах считали, что посеяв Пасхальные крошки можно вырастить цветы маруньки, которые имеют целебные свойства. Одну Пасху оставляли на неделю до проводов на столе, чтобы  урожай пшеницы был богатым.

Мандрики (мандриги) — выпечка на Петра(12 июля). В каждой семье из творожного теста делали пампушки и раздавали пастухам.

Калыта (калата, маламай) — круглый корж с отверстием внутри готовился на Андрея(13 декабря). В эти дни проходили молодёжные гулянья и девичьи гадания.

Многие традиции забыты, но некоторые  помнят и чтут. 

Буду очень признательна, если Вы поделитесь своим мнением.

Мой скайп: kudryashovairina63

Мой e-mail: kudryashovansp@mail.ru 

2 комментария:

  1. Ирина, спасибо! Информация очень познавательная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю! Я очень рада, что мой блог интересен читателям.

      Удалить